Телефон единой справочной:
8(499)490-01-53

Лечение по ОМС

Министерство здравоохранения Российской Федерации

П А М Я Т К А

для граждан

о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

 

В соответствии со статьей 41.1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), в соответствии с которой каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы.

Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – территориальные программы).

 

 

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

  1. Первичная   медико-санитарная    помощь    в    амбулаторных    условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах, включающая:
  • первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;
  • первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
  • первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
  1. Специализированная      медицинская     помощь,     которая     оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
  2. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии.

С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, Вы можете ознакомиться в приложении к Программе.

  1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, которая   оказывается   гражданам   в   экстренной   или    неотложной    форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях государственными      и      муниципальными      медицинскими      организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

  • экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);
  • различных видов диализа;
  • химиотерапии при злокачественных заболеваниях;
  • профилактических мероприятий;
  • медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях и включающей в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии;

В случае наличия у пациента факторов, ограничивающих возможность получения медицинской реабилитации в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, включая случаи   проживания   пациента   в   отдаленном от медицинской организации населенном пункте, ограничения в передвижении,

медицинская организация, к которой прикреплен пациент для получения первичной медико-санитарной помощи, организует ему прохождение медицинской реабилитации на дому (далее – медицинская реабилитация на дому).

При организации медицинской реабилитации на дому на период лечения пациенту    могут    предоставляться    медицинские    изделия,    предназначенные для восстановления функций органов и систем, в соответствии с клиническими рекомендациями по соответствующему заболеванию.

Вместе с тем, гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.

Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года, за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

  • диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Кроме того, Программой гарантируется проведение:

  • пренатальной (дородовой)   диагностики   нарушений   развития   ребенка у беременных женщин;
  • аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года

жизни;

  • неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний

у новорожденных детей;

  • расширенного неонатального скрининга у новорожденных детей.

Граждане  обеспечиваются  лекарственными  препаратами  в   соответствии с Программой.

 

  1. Каковы предельные сроки ожидания Вами медицинской помощи

 

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – экстренная, неотложная и плановая.

Экстренная   форма   предусматривает   оказание   медицинской    помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину   безотлагательно   и   бесплатно.   Отказ   в   ее   оказании не допускается.

 

 

 

Неотложная   форма   предусматривает   оказание   медицинской   помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая    форма    предусматривает    оказание    медицинской    помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся   угрозой   жизни   пациента,   не   требующих   экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так,   сроки   ожидания   оказания   первичной   медико-санитарной   помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:

  • приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не   должны   превышать   14   рабочих   дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную   компьютерную   томографию),   магнитно-резонансной   томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию.

Для пациентов с подозрением на онкологическое заболевание сроки ожидания оказания медицинской помощи для:

  • проведения консультаций   врачей-специалистов   не   должны   превышать 3 рабочих дня;

 

 

 

  • проведения     диагностических     инструментальных     и      лабораторных исследований не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи,  в   том   числе   для   лиц,   находящихся  в   стационарных  организациях социального обслуживания, не должны превышать 7 рабочих дней с момента установления предварительного или уточненного диагноза заболевания (состояния).

При этом, срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дня с момента постановки диагноза онкологического заболевания.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной    доступности,    плотности    населения,    а    также    климатических и географических особенностей регионов.

 

  1. За что Вы не должны платить

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при   оказании   медицинской   помощи   в   рамках   Программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • оказание медицинских услуг;
  • назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям:

а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

  • назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;
  • размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;
  • для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного

 

 

 

законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

  • транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.

 

  1. О платных медицинских услугах

 

В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Медицинские   организации,    участвующие    в    реализации    Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской   Федерации,    не    проживающим    постоянно    на    ее    территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном   обращении   за   получением   медицинских   услуг, за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

 

 

 

б) оказания медицинской помощи в экстренной   и   неотложной   форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых   такому пациенту без   взимания платы   в   рамках   Программы и территориальных программ.

 

  1. Куда обращаться по возникающим вопросам и при нарушении Ваших прав на бесплатную медицинскую помощь

 

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за ее оказание следует обращаться в:

  • администрацию медицинской организации – к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;
  • в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, – очно или по телефону, номер которого указан на сайте страховой компании;
  • территориальный орган управления здравоохранения и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;
  • профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;
  • федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и др.

 

 

  1. Что   Вам   следует   знать   о   страховых  представителях   страховых медицинских организаций

 

Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

Страховой представитель:

  • предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • информирует   Вас    о    необходимости   прохождения   диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;
  • консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;
  • сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;
  • помогает   Вам   подобрать   медицинскую   организацию,   в   том   числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;
  • контролирует прохождение Вами диспансеризации;
  • организует  рассмотрение  жалоб  застрахованных  граждан  на   качество и доступность оказания медицинской помощи.

Кроме  того,   Вы   можете   обращаться  в   офис   страховой  медицинской организации к страховому представителю при:

  • отказе в записи на прием к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача;
  • нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
  • отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено Программой;
  • ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;
  • иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.

С 1 декабря  2022 года при обращении за медпомощью в поликлинику или больницу вместо полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) достаточно предъявить паспорт, а на ребенка - свидетельство о рождении. Вступают в силу положения закона, которые отменяют обязанность граждан подтверждать то, что они застрахованы в системе ОМС. 

Застрахованные граждане Российской Федерации имеют возможность получить бесплатную медицинскую помощь в объеме, установленном Территориальной Программой обязательного медицинского страхования.

ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ, ВХОДЯЩИХ В ПРОГРАММУ ОМС:

Терапевтическая стоматология:

  • прием врача-стоматолога-терапевта;

  • лечение кариеса зубов с применением пломбировочных материалов отечественного производства в случаях разрушения зуба менее 50%;

  • лечение пульпита (воспаление нерва зуба) с применением эндодонтических инструментов и пломбировочных материалов отечественного производства;

  • лечение периодонтита (воспаление тканей, окружающих корень зуба) с применением эндодонтических инструментов и пломбировочных материалов отечественного производства;

  • снятие зубных отложений (зубной камень над и под десневой) ручным способом одномоментно в области до шести зубов;

  • лечение воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта и десен (гингивит, пародонтит, стоматит) с применением лекарственных средств отечественного производства за исключением хирургических методов лечения;

  • шинирование зубов быстротвердеющей пластмассой отечественного производства при комплексном лечении болезни пародонта;

  • обезболивание при лечении зубов с применением анестетиков и стандартных одноразовых шприцев отечественного производства;

  • лечение гиперчувствительности зубов (повышенной чувствительности) с применением фторсодержащих препаратов отечественного производства;

  • покрытие фиссур одного зуба герметиком отечественного производства детскому населению;

  • пришлифовывание твердых тканей зубов.

Хирургическая стоматология:

  • прием врача-стоматолога-хирурга;

  • простое и сложное удаление зубов по медицинским показаниям;

  • обезболивание при лечении зубов с применением анестетиков и стандартных одноразовых шприцев отечественного производства;

  • лечение перикоронита (иссечение капюшона) при затруднённом прорезывании зубов;

  • лечение альвеолита (осложнения после удаления зуба) с кюретажем лунки;

  • лечение воспалительных заболеваний полости рта: вскрытие абсцесса поднадкостничного, мягких тканей в полости рта;

  • удаление костных выступов;

  • удаление доброкачественных новообразований в области пародонта и слизистой оболочки полости рта;

  • лечение заболеваний слюнных желез (диагностика заболевания, проведение комплексных мероприятий, направленных на коррекцию иммунитета, воздействие на патологический процесс в слюнной железе);

  • пластика уздечки верхней или нижней губы, уздечки языка (лицам до 18 лет).

Рентгенодиагностика:

  • ортопантомография (только для детей и льготной категории населения в целях зубопротезирования);

  • рентгенография и радиовизиография - внутриротовые прицельные рентгеновские снимки зубов (на пленке и бумажном носителе).

Ортодонтия:

  • прием врача-ортодонта;

  • ортодонтическое лечение детей (исправление прикуса) с применением ортодонтических пластинок (не более двух пластинок в 6 месяцев) с использованием отечественных материалов;

  • изготовление замещающих зубы съемных протезов (изготовленных отечественными материалами) для детей при первичной и вторичной адентии;

  • проведение массажа и миогимнастики с обучением детей и их родителей в зависимости от патологии;

  • сепарация, пришлифовка зубов;

  • починки ортодонтических пластинок;

  • изготовление защитных штампованных коронок;

  • проведение коррекции, активации ортодонтической аппаратуры.

ПЕРЕЧЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ПРОГРАММЫ ОМС И ГОСУДАРCТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

  • эстетическое восстановление зубов с использованием светоотверждаемых материалов;

  • светоотверждаемые пломбы;

  • изготовление виниров прямым методом;

  • применение внутриканальных штифтов (стекловолоконных, парапульпарных и тд.);

  • лечение корневых каналов зубов: обработка корневых каналов с помощью NITI вращающихся машинных инструментов, пломбирование корневых каналов с использованием термопластической гуттаперчи и паст импортного производства, извлечение инородных тел из корневых каналов;

  • внутриканальное отбеливание депульпированных («мертвых») зубов;

  • восстановление культи зуба под искусственную коронку из стеклоиономерного цемента импортного производства;

  • лечение воспалительных заболеваний пародонта с использованием современных методов с использованием материалов импортного производства (направленная тканевая регенерация, шинирование подвижных зубов, косметическое закрытие оголенных шеек зубов и т.д.);

  • хирургические методы лечения заболеваний пародонта (открытый кюретаж, лоскутная операция, гингивопластика, и т.д.);

  • имплантология, операции по направленной костной регенерации и пластики мягких тканей в области имплантантов;

  • удаление зубов по ортодонтическим показаниям лицам старше 18 лет;

  • депульпирование зубов под контролем рентгенограммы в целях подготовки зубов к области имплантов;

  • цистотомия;

  • цистэктомия (удаление корневой кисты);

  • протезирование на имплантантах;

  • пластика уздечки верхней или нижней губы, уздечки языка лицам старше 18 лет;

  • пластика рубцов и тяжей слизистой оболочки полости рта;

  • пластика при рецессии десны, в том числе соединительнотканным трансплантантом с неба и из других ротовых источников;

  • резекция верхушки корня;

  • гемисекция;

  • операция вестибулопластика;

  • установка имплантатов;

  • протезирование на имплантатах;

  • коррекция уздечек губ и языка с использованием диодного лазера (детям и взрослым);

  • проведение ортопедического и ортодонтического лечения лицам старше 18 лет и трудоспособного возраста;

  • частичные и полные съемные пластиночные протезы из материала импортного производства;

  • бюгельные протезы различной степени сложности;

  • несъемные зубные протезы (одиночные и мостовидные протезы: стальные, пластмассовые, металлопластмассовые, металлокерамические, протезы из золота и драгоценных металлов) из материалов импортного производства;

  • перелечивание зубов с целью зубопротезирования ранее леченых в других ЛПУ;

  • распломбировка корневых каналов под вкладки с целью зубопротезирования;

  • проведение ортодонтического лечения с использованием несъемной аппаратуры, функциональных аппаратов и сложных ортодонтических пластинок из материалов импортного производства;

  • анестезия с применением карпульных анестетиков импортного производства;

  • общее обезболивание (наркоз) с применением анестезиологического пособия более 30 минут с применением препаратов импортного производства;

  • лечение и удаление зубов с применением методов седации с сохранением сознания;

  • профилактика стоматологических заболеваний: профилактическая чистка, снятие зубных отложений с помощью ультразвукового устройства, удаление пигментных пятен, налетов, покрытие фторсодержащими препаратами импортного производства, глубокое фторирование зубов, отбеливание зубов;

  • трехмерная компьютерная томография челюстно-лицевой области в формате 3D, ортопантомография;

  • ортопантомография челюстно-лицевой области лицам старше 18 лет и трудоспособного возраста;

  • рентгенологическое исследование при оказании платных медицинских услуг и подготовке к зубопротезированию.

Застрахованное лицо не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина) имеет право выбрать медицинскую организацию из числа тех, которые участвуют  в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан в РФ.

Скрининг репродуктивного здоровья в рамках диспансеризации в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024-2026 годы.

 

Сколько ждать бесплатных услуг по ОМС и что делать, если эти сроки нарушают

Есть установленные законом сроки, в которые обязаны оказать помощь по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) в государственной поликлинике или больнице. Вот они.

  • Кто устанавливает сроки оказания услуг
  • Сроки оказания скорой медицинской помощи
  • Сроки ожидания терапевтического и планового лечения
  • Сроки ожидания лечения при выявлении онкологии
  • Что такое высокотехнологичная медпомощь и в какие сроки её оказывают
  • Что делать, если нарушают установленные сроки оказания медпомощи

Кто устанавливает сроки оказания услуг

Их устанавливает Правительство РФ. Каждый год выпускают новый документ под названием «Программа государственных гарантий». В программе описаны виды бесплатного лечения и сроки их оказания. Их формируют исходя из действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также с учётом данных медицинской статистики.

Сроки оказания скорой медицинской помощи

  • Приезд скорой помощи на вызов — не дольше 20 минут с момента вызова.
  • Приём пациента в медучреждении для оказания неотложной помощи — не дольше двух часов с момента его обращения к врачу.

Сроки ожидания терапевтического и планового лечения

  • Визит участкового терапевта, педиатра или врача общей практики (семейного врача) — не дольше 24 часов с момента обращения.
  • Проведение консультации врача-специалиста — не дольше 14 дней со дня обращения пациента.
  • Проведение диагностических исследований (рентгенография, маммография, функциональная диагностика, УЗИ, КТ, МРТ, ангиография) — не дольше 14 дней со дня назначения исследований.
  • Проведение лабораторных исследований (анализов) — не дольше 14 дней со дня назначения исследований.
  • Оказание специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе тем, кто лежит в больнице, — не дольше 14 рабочих дней со дня выдачи направления.

Сроки ожидания лечения при выявлении онкологии

  • Проведение консультации врача-специалиста при подозрении на онкозаболевание — не дольше трёх рабочих дней со дня обращения пациента.
  • Проведение любых диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание — не дольше семи рабочих дней со дня назначения исследований.
  • Установление диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием — не дольше трёх рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания.
  • Оказание специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе тем, кто лежит в больнице с онкологическим заболеванием, — не дольше семи рабочих дней с момента установления диагноза.

Что такое высокотехнологичная медпомощь и в какие сроки её оказывают

Это медицинская помощь с применением новых сложных и уникальных методов лечения, включая применение роботизированной техники, клеточных технологий, методов генной инженерии и других подобных методов. Применяется, например, при имплантации искусственного хрусталика глаза, при ЭКО, эндопротезировании суставов, стентировании сосудов.

Если высокотехнологичная медпомощь (ВМП) назначена лечащим врачом, то её могут оказать бесплатно по ОМС. Но срок ожидания при этом точно не определён. Он будет зависеть от очерёдности пациента в листе ожидания и от планового объёма медицинской помощи на год, утверждённого для медицинской организации, где эту помощь должны оказать.

Важно! При назначении врачом любого вида помощи всегда нужно требовать, чтобы он записал это назначение в медкарту. Если назначение не будет записано и его дата не будет указана, нарушение срока оказания медпомощи доказать будет невозможно.

Что делать, если нарушают установленные сроки оказания медпомощи

1. Написать об этом жалобу в произвольной форме на имя главврача.

В жалобе нужно указать, что вам, например, назначена процедура МРТ, но, по заверению специалиста, аппарат сломан, и неизвестно, когда его будут чинить. В конце жалобы нужно отметить просьбу обеспечить выполнение назначения врача. Гарантии, что главврач сможет оперативно решить вопрос, нет. Но зато останется доказательство, что вы обращались за медпомощью, но её не могли оказать в срок. Можно также отправить эту жалобу в Росздравнадзор и Минздрав.

2. Обратиться в свою страховую компанию.

Пациент не просто лечится бесплатно. Он платит налоги и поэтому имеет право на бесплатное лечение по полису ОМС. Поэтому если услуги по ОМС оказывают не вовремя, можно пожаловаться в страховую компанию как её клиент. Название компании и её телефон есть в страховом полисе. Обычно пример жалобы в страховую и контакты, по которым её нужно отправить, а также сроки её рассмотрения указаны на сайте конкретной компании. К жалобе нужно приложить копию жалобы на имя главврача и назначение врача.

Обычно организации рассматривают жалобы дольше срока, отведённого на получение лечения, исследования или процедуры по полису ОМС. Чаще всего это срок около 30 дней. Поэтому за помощью, вероятно, придётся обращаться платно. И после обращения снова подать документы в страховую компанию с просьбой компенсировать стоимость медицинской услуги. Ведь к ней пришлось прибегнуть именно из-за нарушения сроков лечения по ОМС.

Оплатит ли страховая компания компенсацию, точно утверждать нельзя. Если в компенсации по каким-либо причинам будет отказано, то придётся обращаться в суд.